Архиерейские палаты.
В Суздальском кремле, расположенном в излучине реки Каменки, высится ансамбль архиерейского двора. Здесь можно погулять по валу, послушать бой курантов. Ощутить величие Архиерейских палат – редчайшего памятника гражданского зодчества рубежа XVII – XVIII веков. Здесь вас ждет целый букет экспозиций.
Крестовая палата - парадная зала для торжественных приемов. Здесь зачитывались царские указы, проходило поставление епископов и священников, рассматривались челобитные. В центре, на возвышении, находится кресло архиерея. Вдоль стен – дубовые скамьи, крытые алым сукном. Интерьер дополняют иконы и портреты «духовных и царских персон». Уникальные экспонаты экспозиции «История суздальской земли и Суздаля с древнейших времен до конца XX века» рассказывают о важной роли, которую играла суздальская земля в русской истории. Актовая печать с изображением Дмитрия Солунского, принадлежавшая, вероятно Всеволоду Большое Гнездо; колокол в 67 пудов весом, который в 1552 году «зделан быть при царе государе великом князе Иване Васильевиче»… Детская шелковая рубашечка и белокаменное надгробие храня тайну жены Василия III и его легендарного сына. О непростой судьбе памятников архитектуры, об усилиях музея по спасению исторических и культурных ценностей древнего Суздаля можно узнать в экспозиции.
В экспозиции «Древнерусская живопись» собраны лучшие образцы иконописи XIV-XVII веков. Каждая из этих икон уникальна, но на всех лежит печать искренней веры, духовного сияния и мастерства. Самым ранним экспонатом является икона «Богоматерь Умиление» (рубеж XIV XVв.). Сочетание ярких насыщенных тонов придает особую выразительность образу Богоматери.
«Суздаль сто лет назад». Детский музейный центр. В первом зале для ребят и взрослых распахнет свои объятия Евфросиньевская ярмарка. Путешествуя по старинному Суздалю, можно заглянуть в «Скобяную лавку» купца Жилина, покататься на карусели, подивиться на медведя с поводырем. Во втором зале - класс земской школы. Присядьте за парты с черными откидывающимися крышками, с чернильницами и лунками для перьевых ручек: начинаются занятия. Свет керосиновых ламп, красный угол с иконой и лампадкой… А это – старинный шкаф с учебниками, пожелтевшая карта полушарий, дневник - «бальник» суздальской гимназистки.
|
Рождественский собор.
Замечательный памятник белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси – Рождественский собор начали строить в Суздальском кремле в 1222 году при князе Георгии Всеволодовиче. Храм возводился в триумфальное для Георгия и его братьев время – после победы над противниками княжеского единовластия. И это во многом определило величественный облик храма. От XIII в. частично сохранился резной убор: аркатурноколончатый пояс, резные порталы, рельефы львов, женские маски. Интерес у специалистов вызывает резьба, отличная по манере от рельефов владимирских соборов: легкий декоративный рисунок преобладает в ней над объемом.
Архитектурный образ памятника складывался в течение веков, а в XVIII столетии появились луковичные главы с золочеными библейскими звездами на синем фоне. Рождественский собор поразит любителя старины многими редкостями. Вот знаменитые «золотые врата» XIII в., уникальные по своей красоте, а также технике исполнения: это огневое золочение по черненой меди. Рисунки на вратах - редчайший образец иконографии, монументального искусства, ремесла, унаследованных от византийских учителей.
Фрески XIII века сохранились в алтарной части храма. На стенах и столбах – росписи XVII, а кое-где и XV столетий. Замечательный тябловый иконостас наполнен иконами XVII в., среди которых работы «государственных иконописцев» Георгия Зиновьева и Артемия Петрова.
Среди реликвий - огромный выносной фонарь конца XVII века: слюдяной, в форме храма, со свечами внутри; деревянные кресты в серебряных окладах…
Многолетние реставрационно-восстановительные работы, проводимые Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, спасли от гибели белокаменный шедевр, гордость русской культуры. Храм внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
|